Суть и содержание диагностики предметного обучения становится составляющей целостного педагогического мониторинга. Основные потребители информации о результатах образовательного процесса – все его участники: учителя, ученики и родители.
Педагогический мониторинг позволяет учителю при меньших затратах добиваться более значимых результатов, более высокого качества обучения. Это, в свою очередь, положительно влияет на профессиональное развитие учителя, приносит ему удовлетворение, повышает авторитет среди коллег и родителей.
Ученику мониторинг дает возможность отслеживать свой рейтинг, приобретать позитивную мотивацию, успешнее продвигаться к учебной цели. Родители же постоянно видят реальную картину достижений своего ребенка, получают достоверную оценку его учебной деятельности, участвуют в его развитии, т. к. информированы о психологических барьерах ребенка.
Руководители школы получают возможность в динамике контролировать совместную деятельность учителя и учащихся, объективно проводить сравнительный анализ образовательного процесса, целенаправленно, а главное, планировать методическую работу в школе на основе диагностического анализа затруднений учителя и учеников. И, как следствие, компетентно и более эффективно управлять образовательным процессом.
Диагностика проводится в следующих этапах:
1. Входная диагностика знаний, умений и навыков.
Анализ минимума содержания образования и учебных программ по предмету показал, что сегодня классифицированы лишь знания и умения. Обобщенные показатели формирования навыков совпадают с показателями формирования умений. Диагностируемые ЗУНы классифицируются в той логической последовательности, в какой они изучаются.
1) Первоначальные (предварительные) знания, умения и навыки. Их диагностика проводится в начале учебного года для определения усвоенного в прошлом году, для выявления готовности ребенка к обучению в следующем классе.
2) Тематические. Диагностируются в процессе усвоения каждой темы.
3) Периодические. Диагностируются по разделу или значительной теме с целью определения качества усвоения взаимосвязей между структурными элементами учебного материала. Цель такой диагностики - систематизация и обобщение знаний.
4) Итоговые знания, умении и навыки, приобретенные на всех этапах образовательного процесса. Диагностика проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года для того, чтобы определить качество фактического обучения в соответствии с поставленной на этом этапе целью.
2. Подбор заданий для диагностических работ.
Инструментом детального и достоверного определения степени формирования предметных навыков и умений являются тексты диагностических заданий (работ), составленные учителем. Как показал наш опыт, использовать для диагностики без предварительной экспертизы традиционные контрольные и проверочные задания, тесты, предлагаемые различными сборниками, которые издаются сегодня в большом количестве, невозможно, т. к. их содержание не позволяет в полном объеме выявить диагностируемые знания, умения и навыки детей. В диагностических заданиях следует учитывать степень сложности, рассчитывать время их выполнения. Они могут выполняться на одном уроке или на нескольких учебных занятиях.
Крайне важно, чтобы каждая диагностическая работа не превращалась в контрольную и не оценивалась традиционной отметкой, ведь важнейшие принципы диагностирования обучения – достоверность оценивания, систематичность, наглядность, гласность .
3. Проверка работ учащихся.
Работы учащихся тщательно проверяются учителем: ошибки, допущенные каждым учеником, классифицируются в соответствии с заданными критериями.
4. Анализ результатов диагностики.
На этом этапе подсчитывается количество учащихся, имеющих пробелы в конкретных знаниях, умениях и навыках в конкретный период обучения. Одновременно по всем показателям приводятся статистические выводы, которые позволяют учителю провести анализ полученных результатов и выявить степень сформированности требуемых умений и навыков школьников в классе.
Для повышения информативности анализа диагностической работы мы считаем необходимым подсчитывать показатели качества, успеваемости и степени обученности учащихся. Особо хотелось бы остановиться на последнем показателе. Использование этого показателя как критерия уровня обученности учащихся по биологии связно с той долей субъективности педагога, которая неизменно присутствует при выставлении оценки. Надо признать, что из существующих пяти баллов оценки ЗУНов учащихся реально используются только три. Поэтому долгое время использовавшиеся показатели уровня обученности или успеваемости (доля успевающих учеников, не имеющих неудовлетворительных оценок) и качества знаний (доля учеников, успевающих на “4” и “5”) создавали иллюзию благополучия в образовании. Анализ результатов диагностики позволяет учителю спланировать дальнейшую работу по коррекции обученности учащихся.
5. Планиро вание коррекционной деятельности учителя.
Технология диагностики предметной обученности дает учителю возможность планировать и проводить коррекционную работу в рамках последующих уроков. Таким образом, аналитические данные – определяющий фактор в планировании блока повторения и закрепления, как на отдельном уроке, так и в целом по теме. В зависимости от полученных при диагностике результатов могут вноситься необходимые коррективы в почасовое планирование учебного материала.