"Ақмола облысы білім басқармасының Көкшетау қаласы бойынша білім бөлімі Красный Яр ауылының №2 жалпы орта білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа №2 села Красный Яр отдела образования по городу Кокшетау управления образования Акмолинской области"

Система оценивания на уроках истории

25.02.2017

В педагогической работе надо руководствоваться правилом: проверка не ради проверки, а проверка ради коррекции. Особенностью моих уроков является то, что проверка знаний выполняет не только контрольно-учётные функции, но и воспитательные, а также обучающие. Проверка знаний должна стимулировать учащихся к учению, воспитывать трудолюбие, настойчивость, силу воли. Проверка всесторонне улучшает знания учащихся, развивает их память, внимание, мышление и речь, развивает интерес к предмету.   

Объектами проверки метапредметных и предметных учебных достижений школьников  являются: 

- знание исторических фактов, событий, дат, имён, терминов;

- усвоение общих исторических представлений, понятий, идей;

- владение элементами исторического анализа, способность устанавливать причинно – следственные связи между изученными историческими явлениями;

- умения оперировать историческими знаниями, извлекать их из исторических источников, применять в новой ситуации;

- формирование опыта оценки исторических явлений, действий людей в истории;

- обоснованность личностного отношения к историческим событиям, их участникам, творениям культуры и т.д.     

Специфика проверки достижений определяется особенностями истории как области знания, в которой присутствует как объективная информация о конкретных свершившихся необратимых событиях, об их участниках, так и субъективное восприятие, толкование этих событий, связанное с системой индивидуальных и общественных ценностей.

Примеры типичных способов проверки:

Историческое время.    

Эта категория предусматривает, прежде всего:

1. Знание дат, хронологии событий. 

Основные виды вопросов и задания:

-на указание даты события или определение событий по дате;

-на выбор даты из серии дат;

-на  соотнесение событий и даты;

-на определение длительности, хронологической последовательности событий.

Форма выполнения данных заданий в основном письменная. Чаще всего такие задания учитель даёт в виде карточек.

Указание даты события или события по дате легко отработать, изготовив карточки с датами:

1240

1410

1480

1380

С этим могут справиться и сами ученики. На уроке учитель, называя событие, просит поднять соответствующую карточку, или наоборот: подняв карточку, просит учащихся определить событие.

Более интересно и увлекательно проверку знания дат и событий в младшем и среднем звене он проводит, внося соревновательный момент.    

Проверка строится на основе заполнения пирамиды дат. Побеждает тот, кто быстрее добирается до вершины и может назвать события, произошедшие в названные годы. Соперник в это время не должен видеть и слышать ответ конкурента, так как даты могут совпадать.

1497

1480            1505

1380                               1462

1240                                                   1382

1223                                                                     1242

1147                                                                                 988

«Пирамида дат»  используется как один из приёмов при проведении повторительно – обобщающих уроков. Особенно он эффективен при групповой  работе на уроке.

Начиная с момента изучения ленты времени, учитель развивает умение учащихся определять хронологическую последовательность и длительность исторических событий. Этому способствуют задания типа:

а) какой год был раньше 30г. до н.э или30г. н.э.,48г. до н.э. или 50г. до н.э?

б) что было раньше: написание законов Хаммурапи или завоевательные походы Тутмоса III ; на сколько одно событие произошло раньше другого?

в) какой город старше Москва или Санкт- Петербург?

г) человек родился в 50г. до н.э, а умер в 19г. н.э. Сколько лет он прожил?

На уроках присутствует ряд приёмов проверки знания дат, путём предоставления возможности выбора из серии дат или соотнесения с событиями.      

ПРИМЕР: Подчеркните из названных дат год, в котором произошла Куликовская битва: 1240,1242, 1380, 1480, 1709.

Проведите стрелку от события к дате, которая соответствует данному событию.

Ледовое побоище                                                               1240

Первое упоминание о Москве                                            1237

Куликовская битва                                                               1242

Невская битва                                                                       1223                  

Нашествие Батыя на Русь                                                   1147 

Сражения на р. Калка                                                       1380

2. Соотнесение даты (единичного события) и явления, процесса.       

Основные виды вопросов и заданий при проверке:

- на указание (или выбор из предложенного перечня) дат, которые относятся к определённым процессам;

- на составление хронологических рядов, таблиц.

ПРИМЕРЫ:

- Какие из указанных дат связаны с борьбой русского народа против захватчиков? Подчеркните нужные даты: 1242, 1649, 1380, 1812, 1147.  Назовите события, к которым они относятся.

- Какие события стоят за следующими датами отечественной истории: 1861,   1864, 1874? Какой процесс они ознаменовали?

- Составьте хронологическую таблицу «Россия в петровскую эпоху».

- Когда в России была дана политическая и правовая оценка советско-германскому договору о ненападении от 23 августа 1939 г.? Подчеркните нужное:

А) в 1956 г. на ХХ съезде КПСС;

Б) в 1987 г. в докладе М.С.Горбачёва «Октябрь и перестройка: революция продолжается»;

В) в 1989 г. на II съезде народных депутатов СССР;

Г) в 1953 г. – после смерти И.В. Сталина.

3. Периодизация событий, процессов

Основные виды вопросов и заданий:

- на определение (обоснование) периодов, этапов в развитии событий, в истории государств, движений и т. п.;

- на отнесение события к этапу, периоду;

- на выявление ключевых, переломных событий;

- на обоснование критериев периодизации.

ПРИМЕРЫ:

 - К какому времени завершилось образование единого централизованного Русского государства? Какие факты об этом свидетельствуют?

 - Дайте характеристику двух периодов новейшей истории: 1918-1923 гг. и 1924-1939 гг. Какие события, процессы были определяющим для первого и второго из них?

 - Приведите периодизацию истории второй мировой войны. Объясните, какие события отделяют один период от другого.

Таким образом, как следует из вышеперечисленного, виды работы с хронологическим материалом достаточно разнообразны.  Система оценивания строится, исходя из индивидуальных способностей учащихся с учетом  достигнутого уровня знаний, умений и навыков, при  постепенном усложнении видов  заданий.

Проверка знаний дат исторических событий, их соотнесение с явлениями и процессами, периодизация  событий является постоянной и неотъемлемой частью повторения пройденного материала. Это позволяет учащимся составить представление о целостности системы мировых исторических процессов.

Историческое пространство

1.Значение исторической топографии.

Основные виды вопросов и заданий при проверке предполагают указание и описание картографических данных (места, где происходили события; расположение городов и других населённых пунктов; границы расселения народов и государств; направления походов передвижений народов и т.п.)

Сформированность данных знаний можно отнести к самым простым картографическим знаниям. Проверке их развития способствуют следующие задания:

- Покажите на карте и опешите границы Киевской Руси. По каким рекам, морям они проходили? С какими народами, государствами граничила Киевская Русь?

 - Покажите на карте, где (близ какого озера, города, реки и т.д.) происходили следующие сражения: Ледовое побоище, Куликовская битва, Бородинское сражение.

 - Какие территории и народы составили державу Александра Македонского?

 - Какие территории вошли в состав Российского государства в XVI-XVII вв.?

2.Проверка представления учащихся о геополитическом положении государств, цивилизаций.

Основные виды вопросов и заданий:

- на описание геополитического положения (показ по карте и объявление);

- на сравнение геополитических ситуаций, выявление их изменения.

  В данном случае  предлагаю задания следующего типа:

Сравните политическую карту мира к началу нового времени (XVI в) и к концу его (конец XIX в.). В качестве линий сравнения используйте присутствие на карте суверенных государств, полуколоний, колоний. Сделайте выводы о характеристике основных изменений на карте.

3.Знания об изменении карты мира, регионов, стран в результате этнических, социально-политических, государство образующих и других процессов.

Вопросы и задания на показ по карте и объяснение. Тип заданий:

Из приведённых ниже положений выберите те, которые раскрывают последствия расширения территории России в XVIII-XIX вв.

а) Россия превратилась в крупнейшую мировую державу;

б) Россия освободила ранее угнетённые народы Европы и Азии;

в) территориальные завоевания России в XVIII-XIX вв. источник национальных конфликтов в XX в.

г) внешняя экспансия России стала одним из факторов внутреннего застоя.

Охарактеризуйте геополитическое положение России в мире к концу XIX в. Обратите внимание на следующие факторы:

- континентальное положение;

- территория и климатические зоны;

- этнический состав населения;

- соседи;

- природные богатства;

- внешнеполитическое наследие предшествующих эпох.

Проверка развития картографических навыков проводится в основном устно с использованием исторических карт, или письменно, при наличии контурных карт.

Использование исторической карты или атласа является постоянным элементом на уроках истории. Следует требовать  от учащихся выполнения основного правила работы у карты: «Рассказывая - показывай, показывая – рассказывай».

Применение исторической карты на уроках раскрывает широкие возможности для межпредметных связей, проведения интегрированных уроков.

Также как и работа с хронологическим материалом, работа с картой является обязательным элементом повторения пройденного материала, повторительно – обобщающих уроков.   

 

Историческое движение.

Категория исторического движения объединяет историю человека и человеческих общностей (этнических, политических, религиозных и т.д.), историю культуры, духовной жизни и т.д. В реальных знаниях ученика история должна представать целостно, нерасчленённо. Поэтому вопросы и задания ориентированы на факты, явления, процессы, имеющие политические, нравственные, религиозные и другие аспекты.

Проверке подлежат следующие элементы исторической подготовки учащихся. 

1.Знание фактов, событий, имён, названий, терминов     

Основные виды вопросов и заданий при проверке:

- на указание (выбор из предложенного перечня) фактов, имён и т.д.

- на идентификацию (узнавание) фактов;

- на объяснение исторических названий, терминов.

При проверке могут быть использованы следующие виды заданий:

Выберите правильный ответ.

Первым известным московским князем был:      

А) Юрий Долгорукий

 Б) Даниил Московский

 В) Иван Калита         

Столетняя война велась правителями

А) Германии и итальянских городов.

Б) Кордовского эмирата и Королевства Кастилии.

В) Англии и Польши.

Г) Англии и Франции.

Назовите события, связанные с именами:

К. Булавина, протопопа Аввакума, С. Разина, И. Болотникова,

 Е. Пугачёва, Иосифа Волоцкого.

Проверка знания исторической терминологии у часто проводится в игровой форме. Так как в начальном и среднем звене игровая деятельность является одной из основных, применение таких заданий бывает очень эффективным. Задания содержатся в методической литературе, специальных изданиях, КИМах. Учитель  может разработать их и  сам, а также подключить к этой работе учащихся. На уроках истории широко применяются кроссворды, которые позволяют проверить знание понятий и терминов.

С той же целью используется «Историческое домино». Для этого изготовляются  карточки, разделённые на 2 части. На одной части написано понятие, на другой объяснение другого понятия. В процессе игры учащиеся составляют цепочку из понятий и их объяснений. Например,  

Надел

Религия арабов

Ислам

Состязание рыцарей

Турнир

Основатель ислама

Мухаммед

Господин вассала

Другая игра, применяемая  мной на уроках, строится на соотношении времени и исторического факта, или страны и исторического деятеля. Для этого изготавливаются два вращающихся диска. На одном диске расположены века с X по XIX, на другом - вопросы типа:

Кто правил в Русском государстве?

Какие произошли воины?

Назови выдающегося полководца?

Назови видного деятеля науки, культуры?

На диске расположено до 10 вопросов. Между дисками находится стрелка, направленная на левый и правый диск .

Вначале вращается диск с записью веков. Стрелка укажет, например, XVIII в. Затем вращается диск с вопросами.

Выпадает вопрос, соответствующий XVIII в. (Например, кто правил…?)      

Другой вариант, когда на одном диске расположено название стран: Англия, Франция, Германия, США, Россия и т.д. На другом же диске располагаются вопросы соответствующие одному историческому периоду и одной теме, например: «Вторая мировая война».

Вопросы для проверки знания исторических факторов, событий, терминов  постепенно усложняются учителем с учётом достигнутого учащимися уровня ЗУН. Могут применяться вопросы следующего типа:

- Какие исторические легенды и реальные исторические события лежат в основе картин, созданных русскими художниками XIX в.;

А) В.И.Суриков «Боярыня Морозова»;

Б) Н.И.Ге «Царь Пётр и царевич Алексей»;

В) В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни»;

Г) И.Е.Репин «Письмо запорожцев турецкому султану».

 К каким векам относятся события, описанные в вышеназванных картинах?

- В перечне деятелей культуры России XVIII-XIXвв. укажите фамилии известных русских историков: Радищев, Сперанский, Татищев, Рылеев, Карамзин, Аракчеев, Соловьёв, Засулич, Ключевский, Аксаков.

- В приводимом списке отметьте фамилии, которые принадлежат крупнейшим социалистам-утопистам Запада и России: Шекспир, Талейран, Сперанский, Кромвель, Мор, Джефферсон, Кампонелла, Ломоносов, Сен-Симон, Герцен, Нахимов, Достоевский, Вашингтон, Чаадаев.

 2.Соотнесение факта (единичного события) и процесса, явления, обобщение фактов.

Основные виды вопросов и заданий:

-на определение принадлежности исторического факта, имени, и т.д. к   явлению, процессу;

-на указание (отбор) ряда фактов, представляющих процесс, явление;

-на анализ, обобщение фактов и определение стоящего за ним ними процессами;

-на раскрытие проявлений процессов в конкретных фактах, ситуациях.

Для проверки знаний учащихся используются следующие задания:   

Укажите, какие из названных исторических деятелей внесли вклад в собирание (объединение) русских земель: Александр Невский, Иван Калита, Иван III, Дмитрий Донской, Дмитрий Пожарский.

Проставьте стрелки между историческим деятелем и соответствующим ему событием 

1. Хлодвиг                      Образование Франкской империи

2. Карл Великий             Падение Византии

3. Людовик XI                Освобождение Орлеана от осады англичан

4. Мехмед II                    Открытие морского пути в Индию

5. Милош Обилич          Гуситские войны

6. Жанна д., Арк               Завоевание франками Галлии

7. Иоанн Гуттенберг      Завершение объединения Франции

8. Васко да Гама             Битва на Косовом поле

9. Томас Мюнцер            Начало книгопечатания

10. Ян Жижка                  Крестьянская война в Германии.

Определите, о каком важнейшем процессе свидетельствуют следующие факты:

А) уменьшение роли Боярской думы и её роспуск;

Б) прекращение созыва Земских соборов;

В) увеличения числа приказов;

Г) отмена местничества.    

Выберите из приведённого ряда события, относящиеся к колониальной

политике царизма:

А) оборона Севастополя;

Б) присоединение Средней Азии;

В) Бородинская битва;

Г) Тильзитский мир;

Д) русско-турецкая война 1877-1878гг.;

Е) Пекинский договор с Китаем.

Проверке умения учащихся соотносить факты и исторические процессы способствует следующее задание:

Распределите порядковые номера исторических процессов, которым они соответствуют:    

Раздробленное государство: 1, 3, 4, 5.

Централизованное государство: 2, 6.

  1. Междоусобицы
  2. Развитие торговли
  3. Господство натурального хозяйства
  4. Ослабление обороноспособности
  5. Правитель – « первый среди равных»
  6. Создание регулярного войска.

Возможность выбора из данного перечня и характеристика исторических процессов позволяет проверить уровень ЗУН учащихся.

Выделите из приведённой серии две группы дат, характеризующие два процесса в международных отношениях XX в.: 1948-1949 гг.;1931г; 1933г; 1 сентября 1939 г; 1982г; 1938г; 1967г;1934г.

Какие это процессы?

Какие из названных событий начинались с выступлений студенческой молодёжи:

- события мая-июня 1968г. во Франции;

- события января 1968 г. в Чехословакии;

- Уотергейтское дело в США;

- события октября 1956 г. в Венгрии;

- чилийская революция 1970-1973 гг.;

Как это позволяет охарактеризовать место студентов в современном мире?

3. Выявление причинно-следственных связей, взаимосвязанности исторических событий.

Основные виды вопросов и заданий предполагают:

- указание (выявление) причин и следствий исторических событий;

- сравнение причин и следствий однотипных событий;

- определение иерархии, классификацию причин событий;

- определение причин событий по их следствиям и следствий по причинам.

ПРИМЕРЫ заданий:

Раздробленность Руси на уделы была вызвана:

а) монголо-татарским нашествием;

б) принципом наследования княжеской власти;

в) ослаблением власти киевских князей в результате междоусобиц.

Отметьте, какие из этих суждений представляются Вам верными.

Закончите слова Н.Г. Чернышевского выбрав вариант ответа (или несколько вариантов из приведённых ниже.

«Главнейшими же причинами нашего торжества в 1812г. должны быть признаваемы…»

- патриотизм народа;

- мужество русской армии;

- искусство тполководцев;

- сильные морозы зимой 1812г;

- слабость французской армии.

Каковы причины белого и красного террора в России в годы гражданской войны?     Каковы его последствия?

4.Раскрытие тенденций, динамики, диалектики исторических событий и процессов.

При проверки используются следующие основные виды вопросов и заданий:

- на выявление направленности событий;

- на прослеживание противоречий, разных тенденций в развитии событий;

- на характеристику альтернатив развития отдельных ситуаций, на объяснение того, а не иным образом (при этом присутствуют элементы анализа причинно-следственных связей).

ПРИМЕРЫ вопросов и заданий:

Важнейшая тенденция экономического развития пореформенной России (XIX)- рост внутреннего рынка, вовлечение в рыночные отношения всё большего числа крестьян. Как Вы считаете, соответствовала или противоречила этому характерная для того периода тенденция - раскрестьянивание, а затем и разложение крестьянства. Ответ обоснуйте. 

Укажите возможные варианты осуществления индустриализации и коллективизации в СССР в 20-30-е годы; охарактеризуйте последствия победы того или иного варианта.  

5.Раскрытие сущности, смысла событий, явлений, понятий.

Применяются задания следующего типа:

В чем вы видите сущность преобразований Петра I в области государственного управления?

Выберите определение, раскрывающее, с Вашей точки зрения, сущность Государственной думы в России в начале XX в:   

а) бесправный придаток царского самодержавия;       

б) российский парламент,         

в) высший орган государственной власти в стране;     

г) высший законодательный орган,

д) нижняя палата российского парламента;

е) высшая судебная инстанция.

Раскрытию сущности событий, явлений способствуют логические задания, позволяющие выявить у учащихся осознанность целостности восприятия события по отдельным признаком.

В практике  часто применяю логические цепочки двух видов:

А) на исключение лишнего из цепочки и объяснение выбора. Пример:

- Междоусобные войны – натуральное хозяйство-  дробление княжеств – усиление великокняжеской власти;

- Гефест – Гермес- Артемида- Исида

Б) на дополнение логической цепочки и объяснение выбора:

- христианство, буддизм …

-продналог- разрешение частной торговли -денежная реформа-…

В своей работе для проверки знания учащимся исторических событий, явлений, дат  использую тексты, содержащие ошибки. При этом лучше использовать специализированные задачники по истории, но  возможно и самостоятельное составление текста с ошибками. Учитывается уровень развития учащихся. Естественно, что для слабых  учащихся и задания проще.

ПРИМЕР:

В Двуречье очень жаркий климат. Несмотря на это основным занятием населения является охота. Здесь протекают две реки. Жители называют их Нил и Евфрат. Местное население строит деревянные дома, и покрывает их пальмовыми листьями. В Двуречье есть крупные города Ур, Урук, Вавилон, Мемфис. С 1792 по 1750 гг. до н.э. в Двуречье правил  фараон Хаммурапи. Он правил 30 лет. И т.д.

Задания на определение верности и неверности утверждения  строится следующим образом: учащиеся рисуют в тетрадях отрезок и делят его на более мелкие по числу вопросов.  Зачитываю утверждение, и если учащиеся считают его верным – они ставят дужку вверху, а если нет - внизу.

ПРИМЕР:

+

 -

1.Религией называют веру в сверхъестественные силы, духов и души.

2.Древнейшие формы религии: тотемизм, фетишизм, анимизм, синтоизм.

3. Существует 3 мировые религии.

4. Это иудаизм, ислам и христианство.

5. Самой древней из мировых религий является ислам.

6. Ислам возник в VII в.

7. Ислам возник на Аравийском полуострове как религия арабов.

Изобразив на доске отрезок с правильными ответами,  легко проверить выполненную учащимися работу. При этом нормы оценок нужно сообщить заранее.

 

6.Проверка умения учащихся сравнивать исторические события, ситуации, явления и т.д.

Вопросы и задания предполагают:

- выявление общего и различного в сравниваемых объектах;

- раскрытие своеобразия событий, явлений в их исторической обусловленности;

-  суждения (умозаключения) по аналогии;

- сопоставление и противопоставление событий по заданным признакам;

- выделение и обоснование линий, критериев сравнивания.

Предлагаемые вопросы и задания постепенно усложняются. ПРИМЕРЫ:

Сравните мифы и легенды о богах народов Древнего Востока и Древней Греции. Что в них общего? Что их отличает друг от друга?

 Сравните успехи первобытных людей и людей античной эпохи в овладении силами природы и в изобретении орудий труда.

Объясните, чем отличаются религиозные взгляды первых христиан от древнегреческих представлений о богах и героях.

Сравните следующие периоды в истории СССР: «военный коммунизм», НЭП, «реальный социализм». Линии сравнения определите самостоятельно.

Составьте сравнительную таблицу «Программы политических партий России в период от февраля до октября 1917 г», рубрики таблицы определите сами.  

Вычислите общие черты и различия в государственном устройстве Франции, США, Германии и Англии в конце Х1Х – начале ХХ в.

7.Контроль умения определить характер, принадлежность, типологию событий и явлений.

Вопросы и задания предполагают:

-         выявление характерных черт событий, процессов;

-         раскрытие типичности черт событий, процессов;

-         раскрытие типичности события, явления, принадлежности его к группе сходных событий и т.д.;

-          определение характера событий, явлений, процессов;

-         сопоставление типологических рядов.

ПРИМЕРЫ вопросов:

Раскройте, какой характер носила борьба французов и борьба русских в 1812 г.

Для представителей, каких из перечисленных групп: для королевских дружинников, рыцарей, дворян – были характерны следующие черты:

а) жестокость и безудержность в войне; стремление к личной славе и могуществу;

б) стремление к выполнению христианского долга, строгое подчинение правилам принятого в данной среде поведения, желание личной славы;

в) в гордость славой предков и своими привилегиями в обществе, желание добиться успехов и богатства на службе королю.

Какие из приведенных ниже характеристик определяют облик средневекового крестьянина, горожанина, монаха, знатного человека:

1)     смирение, отказ от мирских забот;

2)     власть, стремление к славе, занятия войной;

3)     тяжкий труд, зависимость;

4)     активность и предприимчивость, отстаивание свобод своего сословия?

8.  Проверка умений оценивать события, поступки и деятельность людей; обосновывать свое отношение к ним.

Используются основные виды вопросов и заданий:

-         на изложение представленных в учебной литературе оценок событий (в том числе отличающихся друг от друга, противоположных);

-         на сопоставительное рассмотрение различных оценок, разъяснение лежащих в их основе подходов;

-         на понимание и раскрытие мотивов и критериев оценок, ценностных подходов людей к истории;

-         на выбор оценки из числа предложенных;

-         на обоснование, аргументацию своей позиции, оценки.

ПРИМЕРНЫЕ вопросы и задания:

В Древней Греции были распространенными две системы воспитания: афинская и спартанская. Какую из них Вы бы хотели испытать на себе? Объясните, почему.

Какие из указанных ниже черт были наиболее важными для средневекового человека?

Расположите их в порядке убывания значимости:  

  1. благочестие;
  2. забота о спасении души;
  3. служение Богу;
  4. достижение социального возвышения;
  5. богатство и успех в делах;
  6. тяжкий и упорный труд.

Кого из героев поэмы Гомера вы знаете? Как Вы думаете, почему их называли героями? Согласны ли Вы с этой оценкой?

Какие оценки событий 1989 –1990 гг. в странах Восточной Европы Вам известны? Какую из тних Вы считаете более убедительной? Почему.  

Оцените политическую деятельность Н.С. Хрущева. Какими принципами Вы будете руководствоваться?

Таким образом,  при проверке оптимально стремиться к достаточно подробному разбору уже изученного материала, а также и к обстоятельному изложению и закреплению нового материала, с использованием разнообразных методических приёмов.  Система проверки, контроля и  оценивания нацелена на то, чтобы всесторонне усовершенствовать знания учащихся всего класса, содействовать расширению и углублению знаний, достижению более высокой ступени ясности, осознания, обобщения, твёрдости, прочности, понимания причинно – следственных связей и закономерностей развития и т.д.

Качество проверки определяется не только тем, сколько поставлено отметок и как опрошен каждый вызванный, но и тем, главным образом, насколько улучшились знания и продвинулись развитие всех учащихся класса и насколько положительно повлияет проверка на весь ход обучения.

 

Просмотров: 307


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

https://5bf7b0e5a2a6410bb6e81a7b0671f873.elf.site

16.09.2024 күні 5-8 сыныбында «Буллингтен қорған» атты сынып сағаты өтті. Мақсаты: - балалардың қорлау, психологиялық зорлық-зомбылық сияқты ұғымдарға теріс көзқарасын қалыптастыру; - қорқыту жағдайларынан шығу жолдарын табу қабілетін дамыту; - құрбылар

Ұйымдар тізімі
Текст